Казахстан официально открыл двери для специалистов, работающих на удаленке. В конце 2024 в стране заработало сразу две программы, одна из которых адаптирована для IT-специалистов. Ниже — подробное объяснение, кому они доступны эти визы, какие документы нужны, и чем отличаются сценарии для туристов из стран с визовым режимом, а также для граждан РФ.
В ноябре 2024 правительство Казахстана анонсировало Neo Nomad Visa. Это документ для годового проживания с возможностью продления еще на год. Данный тип виз предназначен для специалистов, которые работают удаленно на зарубежного работодателя и хотят жить в Казахстане.
Чтобы претендовать на Neo Nomad Visa, необходимо соответствовать определенным условиям. Подтвержденный доход составляет от $3000 в месяц в любой другой стране вне Казахстана. Заявитель предоставляет медстраховку, справку о несудимости, отчет о доходах, а также, в общем случае, приглашение от лицензированной казахстанской туркомпании. Заявление подается в консульствах РК, декларированный срок рассмотрения — до 5 рабочих дней. Виза не дает права трудиться на казахстанскую компанию. Она исключительно служит легальным способом жить и тратить зарубежный доход внутри страны.
Особенность программы, предложенной правительством Республики Казахстан, в том, что параллельно действует две программы. Первая — Neo Nomad Visa, предназначена для всех удаленщиков. По ней нельзя работать внутри страны. Второй тип разрешения — Digital Nomad Residency, формально тоже предназначен для удаленщиков, но с этим статусом необходимо соответствовать определенным профессиональным требованиям. Получатели этого резидентства вправе работать в IT в Казахстане.
Для получения Digital Nomad Residency требуется подтверждение профильной квалификации через аккредитацию технопарка Astana Hub. Этот документ — путь к разрешению на постоянное проживание (РПП) и затем к ВНЖ в упрощенном порядке для IT-специалистов. Данный документ могут оформить граждане стран из «безвизовых» стран, в т.ч. владельцы российского паспорта.
При запросе визы цифрового кочевника иностранцу «с визовым въездом» может потребоваться аккредитация от Astana Hub — специализированного IT-кластера. Специалисты из России и других безвизовых стран могут оказаться в ситуации, когда власти потребуют от них подтвержденных навыков в сфере IT (например, портфолио). При этом россияне могут получить Digital Nomad Residency, после которого можно подавать документы на РПП/ВНЖ.
Кому доступен данный вид документа? Удаленному специалисту, который получает доход из-за пределов РК и хочет жить в Казахстане до года (с продлением еще на год), не устраиваясь в местные компании. Это может быть программист, дизайнер, маркетолог, консультант, аналитик и т. д.
Базовые требования:
Подача и сроки. Заявка подается в консульство РК по месту проживания; заявленный срок рассмотрения — до 5 рабочих дней. Виза выдается на 1 год, возможна пролонгация еще на 1 год. Близкие родственники заявителя могут претендовать на въездную визу на тот же срок; требование к доходу при этом не повышается.
Доходы из-за рубежа не образуют налоговой базы в РК (в рамках заявленной логики программы: для Neo Nomad в РК облагаются только доходы из источников внутри Казахстана). Это дает возможность сохранять налоговую резидентность иной страны при соблюдении правил 183 дней и соглашений об избежании двойного налогообложения.
Оставить заявкуРоссияне с работой в IT могут претендовать на специфическую программу цифрового кочевника Digital Nomad Residency, которая практически не отличается от ВНЖ в Казахстане. Для одобрения необходимо пройти ряд процедур:
Главные документы — доказательство дохода и несудимость. Однако этого недостаточно для запроса визы цифрового кочевника. Очевидно, потребуется доказательство официального трудоустройства в IT-компании, т.е. не получится ограничиться выпиской с банковского счета. Также следует учесть, что правительство Республики Казахстан рассматривает цифровых кочевников в качестве туристов. То есть отсекается возможность получения разрешения на въезд, а затем трудоустройство в местной IT-компании. Для тех, кто хочет работать в стране, предназначен другой тип виз.
При этом (официально) власти не вводят дополнительных условий на супругов лиц, получивших digital nomad визу. То есть один человек в семье может работать удаленно в IT, а второй — в сфере онлайн-коучинга, например. И второй человек получает визу автоматически, «через спонсорство».
По данным правительства Казахстана, в мире насчитывается до 35 млн «нео-номадов», и Казахстан стремится войти в их привычные маршруты. Для бюджета это чистый плюс: люди живут и тратят деньги в стране, не конкурируя с местным рынком труда, а для IT-сферы — еще и передача экспертизы и рост экосистемы Astana Hub. В 2024–2025 годах Алматы и Астана уже фигурируют в рейтингах привлекательных городов для удаленной работы благодаря коворкингам и 5G-связи.
Правительство Казахстана совершило закономерный шаг по привлечению цифровых кочевников в страну. Однако существует ряд нюансов, который осложняет процесс получения разрешения на въезд. Нужно соответствовать зарплатному порогу ($3000 в месяц), иметь подтвержденную работу в сфере IT, а по приезде в Казахстан может потребоваться оформление дополнительных документов. Если вы хотите облегчить процесс релокации, обращайтесь к юристам Мигрон РК. Мы детально разбираемся в миграционном законодательстве Республики, поэтому можем подсказать, какие процедуры выполнять и в какой последовательности.